В вузах Узбекистана растёт охват обучения, но кадры не соответствуют запросам предприятий — Президент
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Под председательством Президента Шавката Мирзиёева началось расширенное совещание по вопросу трудоустройства выпускников вузов.
За последние 7 лет приём в высшие учебные заведения вырос в 4,5 раза, а охват обучающихся достиг 42%, однако отмечено, что система подготовки кадров не соответствует реальным потребностям.
Например, на заводе BYD, выпускающем 20 тысяч автомобилей в год, имеется 100 вакантных рабочих мест. Четверть из них — инженеры по робототехнике, покраске и программированию роботов.
Из-за нехватки кадров на заводе работают 80 специалистов из-за рубежа. Завод планирует выйти на полную мощность через 4–5 лет, начав выпускать 500 тысяч автомобилей в год, и для этого потребуется 4 тысячи высококвалифицированных специалистов.
«Это — расчёты только по одному проекту. С учётом масштабных проектов стоимостью 83 миллиарда долларов, которые будут реализованы в ближайшие 3–4 года, в промышленности понадобится около 500 тысяч кадров», — заявил глава нашего государства.
На совещании было отмечено значительное расхождение между кадрами, которые готовят в вузах, и потребностями работодателей.
Например, в лёгкой промышленности существует потребность в 4 тысячах специалистов высшей квалификации.
При этом ежегодно в этом направлении выпускается в среднем 2,5 тысячи студентов, однако 42% из них не могут трудоустроиться, поскольку не умеют работать на современном оборудовании на предприятиях. В итоге предприниматели вынуждены привлекать квалифицированных специалистов из-за рубежа.
Глава государства критически отнёсся к недостаткам в учёте показателей трудоустройства.
Несмотря на то, что в этом году из 231 тысячи выпускников вузов сообщается о трудоустройстве 125 тысяч, на самом деле 42 тысячи из них заняты самостоятельной деятельностью.
Государство ежегодно тратит 25–30 миллионов сумов на подготовку каждого студента в вузе и его профессиональное обучение.
Однако более половины молодых специалистов, окончивших вуз и получивших диплом, заняты в профессиях с низкими требованиями к квалификации.
Отмечено, что предоставление финансовой самостоятельности сорока вузам сегодня приносит свои результаты.
Например, высшие учебные заведения по направлениям экономика, юриспруденция, медицина, языки и педагогика располагают достаточным финансированием. Однако наиболее актуальными остаются вопросы недостаточной финансовой самостоятельности некоторых вузов, специализирующихся в сельском хозяйстве, ветеринарии, инженерии, точных и естественных науках (STEM), что снижает их привлекательность для молодежи.
Президент подчеркнул необходимость активизации внедрения цепочки «отрасль – предприятие – вуз».
В этой сфере 25 инженерных вузов открыли 438 кафедр на базе партнёрских предприятий. Например, в нефтегазовой отрасли созданы кластеры «образование – производство». Бухарский технический университет помимо нефтегазовой отрасли организовал работу филиалов 20 кафедр на базе ещё 10 предприятий.
В Бухарской области в ближайшие годы ожидается запуск крупного газохимического комплекса. Иностранные компании начали работы по новым проектам в районе Устюрт.
Президент отметил, что уже сейчас необходимо ответить на вопросы, где будут готовиться специалисты для этих мощностей и кем будут проводиться научные исследования.
Теперь потребность в специалистах будет определяться по отраслям и направлениям на основе технико-экономического обоснования для проектов стоимостью от 1 миллиона долларов и численностью работников свыше 50 человек.
На этой основе ответственные министры и руководители отраслей размещают заказы в вузах, организуя целевую подготовку кадров.
При этом ректоры вводят для студентов, обучающихся по заказу, помимо основных дисциплин, дополнительные учебные модули. За изучение этих модулей студентам начисляются кредитные баллы.
Знания студентов с второго курса ежегодно оцениваются при участии инвесторов, заинтересованных в их трудоустройстве. Студенты защищают дипломные работы, исходя из задач, поставленных в конкретных проектах.
Проще говоря, формируется система, при которой выпускники, соответствующие потребностям инвесторов, гарантированно принимаются на работу именно этими инвесторами.
Анализ показал, что из-за бюрократии частный сектор не заинтересован в предоставлении информации о вакансиях.
Поэтому было принято решение создать систему, которая будет удобна и выгодна для частного сектора в вопросе трудоустройства выпускников вузов.
Для этого в рейтинг предпринимателей будет введён отдельный показатель.
Предприниматели будут самостоятельно вносить данные о своих вакантных рабочих местах с указанием специальностей.
К платформе подключатся также вузы, и «карьерный центр» университета будет связывать выпускника с предприятием, имеющим вакансию.
Самое главное — предпринимателю будут начисляться дополнительные баллы за трудоустройство выпускника.
Университет получит премию в размере 500 миллионов сумов из фонда вуза за «карьерный центр», который трудоустроил более половины своих выпускников.
Глава государства подчеркнул необходимость внедрения новой системы, предусматривающей расширение полномочий ректоров и повышение их ответственности.
Теперь система оценки «Нового Узбекистана» будет внедрена и в вузах.
Финансирование будет осуществляться в зависимости от набранных вузом баллов.
Вузы получают баллы по следующим критериям: трудоустройство выпускников — 40 баллов, выполнение отраслевых заказов и реализация продукции — 30 баллов, научный потенциал и публикации в признанных международных журналах — 20 баллов, привлечение местных и зарубежных грантов — до 10 баллов.
Например, если Каршинский технический университет наберёт 85% от общего количества баллов, то к выделяемому в этом году бюджету в размере 78 миллиардов сумов будет добавлен бонус в размере 20%. Если же будет набрано менее 56%, финансирование на следующий учебный год сократится.
Отмечено, что научные вузы, такие как Национальный университет, Ирригация, а также социальные вузы — Маданият ва Санъат (Культура и Искусство), Консерватория — нельзя приравнивать к техническим вузам с практической направленностью.
В связи с этим ответственным лицам поручено учесть это при разработке критериев рейтинга.
Отныне при трудоустройстве выпускников не будет учитываться факт их самозанятости.
В рамках «Нового Узбекистана» через школу ректоров будет целенаправленно готовиться кадровый резерв на должности ректоров и проректоров.
Кандидаты, показавшие лучшие результаты на учебном курсе, будут направлены на повышение квалификации в Гарвардский университет.
Ректорам будет предоставлена значительная самостоятельность. В первую очередь, все вузы станут организационно и академически независимыми.
То есть ректор самостоятельно назначает своих заместителей (в отличие от действующего порядка, где необходимо согласование с министерством).
Каждый кандидат будет защищать годовой план работы перед советом вуза.
Ректоры самостоятельно распределяют профессорско-преподавательский состав и административный персонал в рамках утверждённого финансирования и штатной численности.
Кроме того, ректорам будет предоставлено право устанавливать дифференцированный размер «супер» контракта.
Президент Узбекистана выдвинул ещё одну инициативу.
«Мы предоставили абитуриентам возможность выбрать 5 вузов. Можно с полной уверенностью сказать, что это стало большим прорывом в системе высшего образования. Мы ещё больше расширим эту возможность», – отметил глава государства.
Отныне, если абитуриент не смог поступить ни в один из пяти выбранных вузов, но набранный им балл соответствует вакантному месту по другому направлению в другом вузе, ректор этого вуза сможет принять его на контрактной основе.
Было подчеркнуто, что это будет способствовать развитию конкуренции между государственными и частными высшими учебными заведениями.
Президент обозначил направления по трудоустройству 92 тысяч выпускников, которые сейчас не работают, а также созданию дополнительных рабочих мест.
20 тысяч выпускников охватят магистратурой и дополнительной квалификацией. Ещё около 20 тысяч выпускников можно трудоустроить на примерно 10 тысячах предприятий на должностях, не требующих стажа.
В каждом регионе поручено организовать бизнес-инкубаторы, где через стартапы, маркетинг, дизайн и IT-услуги будет обеспечена занятость 15-20 тысяч выпускников.
В таких отраслях, как химия, энергетика, геология, автомобилестроение, металлургия, фармацевтика, есть возможность трудоустроить 10 тысяч выпускников-инженеров, технологов, операторов, специалистов по стандартизации, контролю качества, финансам и экономике.
Кроме того, в местных промышленных секторах — текстиль, кожевенное производство, электротехника, строительные материалы, пищевая промышленность — возможно обеспечить постоянной работой 5-7 тысяч выпускников.
Ответственным поручено охватить занятостью 6 тысяч выпускников в сферах транспорта, логистики, дорог, строительства и коммунального хозяйства, а также обеспечить трудоустройство 10 тысяч выпускников в учреждениях и учебных центрах педагогики, медицины, социальной защиты, культуры и искусства.
Кроме того, помощь в организации собственного бизнеса получат ещё 30 тысяч выпускников.
В целом для обеспечения занятости молодежи банкам выделен ресурс в размере 300 миллионов долларов.
Поскольку многие выпускники опасаются брать крупные кредиты и не смогут их вернуть, была одобрена инициатива выделения части льготного кредитного ресурса предприятиям, которые принимают на работу выпускников.
Теперь предпринимателям в зависимости от количества принятых на работу выпускников будут предоставляться кредиты по ставке 18% на сумму до 5 миллиардов сумов.
Например, получившие кредит до 1 миллиарда сумов обязаны трудоустроить минимум одного выпускника, а получившие кредит на 5 миллиардов сумов — минимум пятерых. Если предприятие, получившее льготный кредит, увольняет выпускника в течение двух лет, процентная ставка по кредиту изменяется на коммерческую.
Эта новая система действует не только для нынешних выпускников, но и для тех, кто окончил вуз не более трех лет назад.
Глава государства остановился на вопросе работы с неорганизованной молодежью.
Отмечено, что занятость 115 тысяч человек решается руководителями министерств, областей и районов. При этом 52 тысячи молодежи с тяжелыми жизненными обстоятельствами были взяты под опеку правоохранительными органами, что уже дало положительный результат.
Вместе с тем, с оставшимися 5,5 тысячами безработных, 31 тысячей молодежи с тяжелыми обстоятельствами и 3 тысячами отчисленных студентов необходимо системно работать, помогая им найти свой путь в жизни.
Ответственным поручено совместно с хокимами, председателями махаллей, их заместителями и лидерами молодежи обучить 9 тысяч неорганизованных и отчисленных молодых людей предпринимательству, иностранным языкам и современным профессиям, а также обеспечить их трудоустройство.
Перед ответственными поставлена задача привлечь 31 тысячу молодежи с тяжелыми обстоятельствами к профессиональным и языковым кружкам, спортивным соревнованиям, военно-патриотическим мероприятиям.
На собрании были заслушаны отчеты ответственных лиц.