Цены на новые автомобили в Узбекистане продолжают расти, вторичный рынок теряет интерес потребителей — отчёт ЦБ
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Рынок легковых автомобилей в Узбекистане демонстрирует разнонаправленную динамику: на фоне продолжающегося роста цен на новые машины подержанные авто постепенно теряют в стоимости. Такой вывод содержится в обзоре Центрального банка Узбекистана по итогам I квартала 2025 года, где изменения на авторынке рассматриваются как один из индикаторов экономической активности и устойчивости финансовой системы.
Согласно данным ЦБ, с начала 2025 года стоимость новых автомобилей на вторичном рынке выросла на 4,7% в сумах и на 1,6% в долларах США по сравнению с мартом 2024 года. Рост цен в первую очередь объясняется сохраняющимся высоким спросом и резким сокращением объемов импорта. Только за первые три месяца текущего года объёмы ввоза автомобилей в страну сократились на 69% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Особенно сильно снижение импорта затронуло сегмент электромобилей. После активного роста их доли в 2023 году — на фоне снижения таможенных пошлин и повышения цен на топливо — ужесточение регулирования в 2024–2025 годах привело к снижению поставок. Так, в 2024 году импорт автомобилей упал на 7,1% по сравнению с 2023 годом, а в начале 2025-го — почти втрое.
Одновременно с этим на вторичном рынке наблюдается обратная тенденция: цены на старые автомобили стабильно снижаются. Индексы цен в сумах и долларах достигли пиковых значений в 2023 и начале 2024 года, но с середины прошлого года начали устойчиво падать. Причин несколько: растущий интерес к новым автомобилям — благодаря их качеству, гарантии и экономичности, — а также снижение инвестиционной привлекательности старого автопарка. Существенную роль играют также кредитные и лизинговые программы, которые преимущественно распространяются на новые модели.
Дополнительно, как подчеркивает Центробанк, население демонстрирует выжидательные настроения, что проявляется и в сокращении числа объявлений о продаже автомобилей. В 2024 году количество сделок на вторичном рынке упало на 32,9%, составив 810 тысяч против 1,2 млн годом ранее. Это может быть связано как с сезонными факторами, так и со снижением покупательной способности.
Таким образом, в ближайшей перспективе ЦБ ожидает сохранения текущих тенденций: ограниченный импорт, слабое предложение и устойчивый спрос будут подталкивать цены на новые автомобили вверх, тогда как вторичный рынок, напротив, будет оставаться под давлением. Наибольшая активность по-прежнему сосредоточена в Ташкенте и Ташкентской области.