Курсы валют от 06/08/2025
$1 – 12524.89
UZS – -0,76%
€1 – 14456.23
UZS – -0,96%
₽1 – 156.54
UZS – -1,2%
Поиск
Экономика 06/08/2025 Центральная Азия привлечёт $53 млрд инвестиций в транспортные коридоры

Центральная Азия привлечёт $53 млрд инвестиций в транспортные коридоры

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Евразийский банк развития (ЕАБР) активно продвигает концепцию сетевой модели транспортной связанности на пространстве Евразии.

Согласно представленной Банком в 2024 году концепции Евразийского транспортного каркаса (ЕТК), максимальная эффективность его развития достигается за счет синергии транспортных коридоров по направлениям Запад — Восток и Север — Юг. Ключевым элементом в формировании ЕТК выступает развитие соответствующей инфраструктуры.

Для системной оценки прогресса в этой сфере ЕАБР разработал Обсерваторию ЕТК, которая включает в себя обширную базу данных по проектам и геоинформационную систему, позволяющую отследить их реализацию вдоль евразийских транспортных маршрутов.

Как отметил заместитель председателя Правления, главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров, странам Евразии необходимы более доступные и эффективные транспортные решения, особенно на оси Север — Юг, которые позволят стимулировать торговлю с государствами Южной Азии и региона Персидского залива.

По его словам, Обсерватория ЕТК служит удобным аналитическим инструментом, позволяющим не только отслеживать динамику в сфере транспортной инфраструктуры, но и координировать усилия стран региона и международных финансовых институтов по реализации наиболее значимых для региона проектов.

В настоящее время Обсерватория охватывает 13 стран: Азербайджан, Армению, Афганистан, Беларусь, Грузию, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Монголию, Россию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Информация о проектах формируется на основе открытых источников, включая национальные и международные программы развития транспорта, пресс-релизы и экспертные заключения. База данных содержит сведения о названии и описании проектов, стране реализации, коридоре и виде транспорта, объеме инвестиций и источниках финансирования, сроках, текущем статусе, наличии признаков государственно-частного партнёрства и других характеристиках.

По состоянию на 1 июля 2025 года в Обсерватории числится 325 проектов развития ЕТК общей стоимостью 234 млрд долларов США. Более половины из них — свыше 51% — относятся к автодорожному сектору. На Россию приходится семь из десяти крупнейших проектов, что делает развитие Северного евразийского коридора наиболее капиталоёмким направлением, требующим порядка 78 млрд долларов инвестиций, или более трети общих затрат на развитие ЕТК.

Более 60% проектов уже находятся в стадии реализации, по 13% ведется разработка проектной документации, а 27% пока обсуждаются или планируются. Вклад стран Центральной Азии составляет свыше 22% от общего объема инвестиций, что эквивалентно 90 проектам на сумму около 53 млрд долларов. При этом 44% этой суммы приходится на Казахстан. Наиболее активно в регионе развиваются проекты по строительству и модернизации магистральных автодорог, которые занимают почти две трети от общего объема вложений. Это отражает острую потребность региона в современной дорожной инфраструктуре для роста торговли и международных перевозок.

Десять крупнейших проектов Центральной Азии обеспечивают 58% всех инвестиций в развитие ЕТК в регионе. Среди них — строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, автомагистрали Ташкент — Андижан, скоростной трассы «Центр — Запад» в Казахстане, автомагистралей Ашхабад — Туркменабат и Серахс — Мары — Серхетабат в Туркменистане.

В условиях ограниченных инвестиционных возможностей приоритизация проектов становится ключевой задачей. Особенно актуально это для таких стран, как Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан, Монголия и Армения, где расходы на развитие транспортных коридоров значительны не только в абсолютных цифрах, но и по отношению к ВВП. В этой связи международные банки развития и другие институты могут оказать значимую поддержку в отборе и финансировании приоритетных проектов, в первую очередь в странах, не имеющих выхода к морю, а также в горных государствах и странах с особыми условиями развития.

Существенную роль в реализации ЕТК играет частный сектор: 113 из 325 проектов предполагают его участие, при этом почти половина из них связана с развитием логистики и складской инфраструктуры. Около 17 проектов реализуются или планируются в формате государственно-частного партнёрства, включая как минимум два трансграничных — железнодорожный коридор Китай — Кыргызстан — Узбекистан и Трансафганскую железную дорогу.

Рост числа проектов, привлекательных для международных банков развития и частных инвесторов, особенно на условиях ГЧП, становится ключевым направлением стратегического планирования транспортной политики и укрепления регионального сотрудничества в Евразии.

Будьте в курсе последних новостей
Подпишитесь на наш Telegram-канал
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ