МВФ: Экономика Узбекистана демонстрирует устойчивость, но нуждается в ускорении реформ
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — 16 июня 2025 года Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) завершил консультации с Республикой Узбекистан по статье IV Устава МВФ.
Экономические показатели Узбекистана остаются устойчивыми. Реальный рост ВВП в 2024 году составил 6,5% благодаря высокому внутреннему спросу и остался на высоком уровне — 6,8% в годовом выражении в первом квартале 2025 года. Инфляция демонстрировала снижение до конца апреля 2024 года, однако в мае выросла до 10,6% в связи с реализацией необходимой реформы цен на энергоносители. По состоянию на конец апреля 2025 года инфляция лишь незначительно снизилась — до 10,1%.
Дефицит текущего счёта сократился на 2,6 процентного пункта ВВП — до около 5,0% в 2024 году, что было обусловлено высокими объёмами денежных переводов, быстрым ростом не-золотого экспорта, благоприятными ценами на сырьё и завершением эффекта разового всплеска импорта в 2023 году. Международные резервы остались на достаточном уровне. Консолидированный фискальный дефицит сократился на 1,7 процентного пункта — до 3,2% ВВП в 2024 году, главным образом за счёт стимулирующих и ориентированных на рост расходов, хотя заимствования и траты со стороны расширенного государственного сектора превысили ожидания.
Прогноз остаётся в целом позитивным. Несмотря на сохраняющуюся неопределённость в глобальной торговой политике, ожидается, что реальный рост ВВП в базовом сценарии останется устойчивым — на уровне около 6% в 2025 и 2026 годах благодаря стабильному частному потреблению, инвестиционной активности и продвижению структурных реформ. Последние, наряду с сохранением жёсткой денежно-кредитной и макропруденциальной политики и укреплением фискальной дисциплины, должны обеспечить снижение инфляции до целевого уровня Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) в 5% к концу 2027 года. Ожидается, что дефицит текущего счёта в 2025–2026 годах сохранится на уровне или немного ниже 5%, а международные резервы останутся на адекватном уровне — на уровне эквивалентном 9,2 месяцам импорта к концу 2026 года.
Основные риски для прогноза включают в себя возможные затяжные и более глубокие потрясения в мировой торговле, более высокую волатильность цен на сырьевые товары, ужесточение условий внешнего финансирования, а также потенциальные обязательства со стороны государственных предприятий, государственных банков и партнёрств государственно-частного сектора. Вместе с тем, имеются и положительные факторы: ускорение структурных реформ, увеличение притока капитала и доходов, а также благоприятная конъюнктура сырьевых рынков.
Исполнительные директора в целом поддержали оценку, представленную сотрудниками Фонда. Они приветствовали позитивные экономические перспективы Узбекистана на фоне продолжающегося перехода к рыночной экономике. В то же время директора отметили сохраняющиеся уязвимости, в том числе значительную роль государства в экономике и возрастающую внешнюю неопределённость. В этом контексте они подчеркнули важность сохранения импульса в реализации структурных и институциональных реформ, в том числе при поддержке технической помощи МВФ, с целью закрепления макроэкономической стабильности и обеспечения устойчивого и инклюзивного роста.
Директора высоко оценили достижения властей в области значительного фискального консолидации. Вместе с тем, они в целом призвали к обращению вспять тенденции снижения отношения налоговых поступлений к ВВП и повышению эффективности государственных расходов для создания фискального пространства, необходимого для приоритетных социальных и инфраструктурных задач.
Директора подчеркнули важность соблюдения ограничений на внешний долг и избегания проциклических расходов в условиях высоких цен на золото, чтобы поддержать усилия по снижению инфляции. Они также рекомендовали улучшить мониторинг и управление фискальными рисками, связанными с деятельностью государственных предприятий и государственно-частных партнёрств, а также продолжить укрепление системы управления государственными финансами и обеспечения фискальной прозрачности.
Директора поддержали стремление Центрального банка Узбекистана снизить инфляцию. Они согласились с тем, что денежно-кредитная политика должна быть основана на анализе данных и ужесточаться в случае, если базовая инфляция или инфляционные ожидания не будут снижаться. Директора призвали ЦБУ продолжить усиление коммуникации и механизмов трансмиссии денежной политики. Также была высказана рекомендация расширить гибкость обменного курса и реализовать рекомендации по укреплению системы надзора, управления и независимости центрального банка.
Директора призвали к усилению банковского надзора и регулирования для обеспечения финансовой стабильности при одновременном сокращении роли государства в финансовом секторе. В этом контексте они рекомендовали усилить коммерческую направленность государственных банков и их корпоративное управление, поэтапно отказаться от целевого и льготного кредитования, а также ускорить и расширить приватизацию. Также директорам рекомендовалось усилить стандарты классификации активов, отчётности по проблемным активам, процедуры их урегулирования, а также улучшить нормативную, надзорную и антикризисную инфраструктуру, в том числе по линии противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), в соответствии с рекомендациями первой в истории страны программы оценки финансового сектора (FSAP). Дополнительные макропруденциальные меры могут помочь смягчить риски, связанные с быстрым ростом микрокредитования.
Директора призвали ускорить и углубить структурные реформы. Приветствуя прогресс в вопросе вступления в ВТО и реформы энергетического сектора, они подчеркнули важность завершения либерализации цен и торговли, свёртывания поддержки государственных предприятий и проведения приватизации в соответствии с международной практикой. Директора также призвали власти активизировать усилия в области реформ управления, включая повышение прозрачности, подотчётности и принятие Национальной стратегии по борьбе с коррупцией. Закрытие пробелов в статистике и повышение качества данных остаются приоритетами.
Ожидается, что следующая консультация по статье IV с Узбекистаном состоится в рамках стандартного 12-месячного цикла.