Мирзиёев: Образование — ключ к будущему Узбекистана
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) — Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев проводит видеоселекторное совещание по вопросам школьного образования
В начале совещания глава государства поздравил народ с Международным днём семьи, отмечаемым 15 мая.
«Семья — это опора общества, колыбель духовности и символ преемственности поколений. Наш народ издавна относился к семье как к священной ценности, прочной основе стабильности.
Действительно, там, где царит взаимное уважение и благодарность, в доме будет благоденствие. Чем больше таких семей, тем спокойнее и благоустроеннее махалля. В тех районах и городах, где спокойно в махаллях, развивается вся страна.
Пользуясь случаем, желаю каждой семье в нашей стране мира, согласия и благополучия. Пусть милосердие, забота и верность никогда не покидают ни один дом!» — сказал Президент.
«В мире существует непреложная истина: развитие любой страны зависит от здорового и образованного поколения.
Поэтому на пути построения Нового Узбекистана мы обязаны создать все условия для воспитания здоровой, образованной, мыслящей и патриотичной молодёжи», — подчеркнул глава государства.
Он отметил, что за последние 7 лет финансирование дошкольного и школьного образования увеличилось в 7 раз, а в текущем году на эти цели выделяется 60 трлн сумов.
Создано почти 1 миллион новых мест в школах и 1,5 миллиона — в детских садах. Охват дошкольным образованием вырос в 3 раза и достиг 78%.
Введено более 10 видов доплат для учителей — на основе таких критериев, как квалификация, знание языков, новая система оценки, участие в предметных олимпиадах. 60 тысяч педагогов, эффективно воспользовавшихся этими возможностями, сегодня получают зарплату в размере 8–12 млн сумов.
Зарплата воспитателей детсадов выросла на 65% и достигла уровня оплаты труда школьных учителей. С нового учебного года зарплата директоров школ, их заместителей и заведующих детскими садами превысит 7–10 млн сумов.
Президент остановился и на существующих проблемах в отрасли.
Он отметил, что учебные программы адаптируются к передовому международному опыту, обновляются учебники, школы обеспечиваются современным оборудованием.
Однако вызывает вопросы, насколько хорошо учителя осваивают новые методики и обеспечивают качество образования.
Так, переход на прозрачную цифровую платформу по присвоению квалификационных категорий два года назад показал реальную картину:
в прошлом году 341 тысяча учителей подали документы на категорию, но 102 тысячи не смогли пройти экзамен.
В приёме на работу внедрена система оценки знаний и квалификации, а не просто наличие диплома.
Из 13 тысяч кандидатов, прошедших тестирование по новой системе, 6 тысяч не были приняты на работу из-за неудовлетворительных знаний.
Кроме того, в 61 негосударственном вузе ведётся подготовка педагогов, однако ни в одном из них не готовят учителей по химии, биологии и физике.
В прошлом году в 1,5 тысячи школ была внедрена учебная программа президентских и специализированных школ.
Однако в 300 из них отсутствовали современные лаборатории и учебное оборудование.
Два года назад по заказу отраслей в 289 школах начали обучение десятиклассников 60 профессиям.
В 114 школах к этому процессу были привлечены предприниматели — 4 тысячи учеников сегодня получают зарплату от 2 до 5 млн сумов.
Хакимы таких районов, как Дехконобод, Гузар, Косонсой, Мингбулоқ, Уйчи, Гулистон, Сардоба, Хавас, Бойсун, Денов, Шурчи, Музработ, Бувайда, Дангара, Хазорасп и Хонка получили поручение адаптировать хотя бы по одной школе к этой системе.
Однако было раскритиковано, что не обеспечено необходимым оборудованием и сырьём для профессионального обучения.
Отмечено, что ученики 7–11 классов проводят до 8 часов в день в социальных сетях на телефонах, и это должно серьёзно волновать как директоров школ и учителей, так и родителей.
Кроме того, в ряде регионов, особенно в Намангане, распространилась практика сдачи автомобилей ученикам в аренду, что привело к травмированию 10–15 молодых людей в месяц, в том числе со смертельными исходами.
Указано на пассивность начальников органов внутренних дел, прокуроров областей и районов в обеспечении верховенства закона.
В связи с этим поручено разработать законопроект о введении ответственности за передачу управления автомобилем несовершеннолетним.
«Мы смогли добиться больших изменений в системе дошкольного и школьного образования. Однако ещё остаются многочисленные нерешённые проблемы», — сказал Президент.
Министерству дошкольного и школьного образования поручено перевести всю систему на режим “чрезвычайных 90 дней”.
«Чтобы обеспечить качество образования, в первую очередь должна быть готова система подготовки и повышения квалификации педагогов», — заявил Президент на совещании.
В этой связи было решено трансформировать Институт повышения квалификации имени Авлоний и реорганизовать его 13 региональных филиалов.
Университет имени Низомий будет преобразован в Национальный педагогический университет и станет базовым вузом в системе подготовки педагогических кадров. Его ректор одновременно будет занимать должность заместителя министра по вопросам подготовки кадров.
Также 12 педагогических вузов в регионах передаются в систему Министерства дошкольного и школьного образования.
Создаётся единая система оценки знаний и навыков педагогов, студентов и школьников, а также учреждается независимый Центр педагогического мастерства и международной оценки.
Теперь ответственным ведомствам поручено на основе созданных условий внедрить абсолютно новую систему подготовки, повышения квалификации и оценки педагогических кадров.
Отныне деятельность всех педагогических вузов страны будет кардинально изменена. Президент разъяснил это на примере Термезского педагогического института.
В этом вузе будет внедрена международная система управления, аналогичная той, что действует в Университете «Янги Ўзбекистон». На основе опыта ведущих зарубежных вузов вместо факультетов будут созданы шесть высших школ по направлениям: точные, естественные, социальные, филологические, прикладные науки, а также дошкольное и начальное образование.
В школе точных наук будет внедрена образовательная программа Мюнхенского технического университета. Остальные направления будут полностью переработаны в соответствии с требованиями Кембриджского университета.
Количество учебных дисциплин будет оптимизировано — с 20 до 15, количество образовательных направлений сократится с 31 до 17, а учебная нагрузка — на 20 процентов.
47 школ города и района Термез станут базами практики для института. Три специализированные и 12 школ, перешедших на новую систему оценки, будут служить методическими базами, которые вуз обеспечит современными лабораториями.
20 преподавателей института, имеющих международные языковые сертификаты, уже в этом году будут направлены на повышение квалификации в Великобританию, Германию и Сингапур.
В течение следующих трёх лет все преподаватели института получат сертификаты по иностранным языкам и пройдут обучение за рубежом.
Эта модель будет внедрена во всех педагогических вузах страны.
Было подчеркнуто, что необходимо кардинально изменить как подходы, так и программы в 13 региональных центрах Института повышения квалификации имени Авлония.
Например, в Джизакском центре повышения квалификации все 60 преподавателей пройдут переподготовку по программам ведущих университетов США, Великобритании, Сингапура и Германии.
Кроме того, по каждому из 17 школьных предметов будут созданы отдельные базовые школы.
Один учитель из каждой базовой школы будет направлен в центр повышения квалификации для глубокого обучения по международным программам и получит статус тренера. То есть, уровень его знаний и практических навыков не будет уступать преподавателю самого центра.
Эти тренеры затем обучат 25 ведущих учителей в своем районе, которые в свою очередь будут повышать квалификацию остальных педагогов в своих школах.
Хокимам районов поручено создать по одному кабинету профессионального мастерства в каждой базовой школе и полностью его оснастить.
Все хокимы областей были предупреждены о том, что ремонт региональных центров повышения квалификации по стандарту Института имени Авлония должен быть завершён до конца текущего года.
В течение одного года 215 преподавателей прошли повышение квалификации в наиболее престижных университетах Англии, Франции, Сингапура, Японии и Южной Кореи.
Важно, что частные школы также присоединились к этой системе и направляют своих учителей на стажировку за рубеж.
Президент одобрил предложение, согласно которому 25–30% направляемых на стажировку должны составлять преподаватели частных школ, и поручил ответственным лицам организовать это с начала нового учебного года.
Частным вузам открыт широкий доступ к образовательной системе.
Однако, как отметил Президент, 70% студентов, обучающихся по педагогическим направлениям в частных вузах, готовятся по направлениям дошкольного, начального образования и филологии.
«Если мы не увеличим количество педагогов по точным и естественным наукам, то откуда мы возьмем тысячи специалистов для таких приоритетных сфер, как ИТ, "зелёная" энергетика, искусственный интеллект, новые материалы? Отныне направления педагогики в частных вузах должны соответствовать государственным стандартам»,
– заявил Президент.
Преподаватели и студенты частных вузов будут проходить внешнюю диагностику, что позволит установить контроль над качеством подготовки педагогов в негосударственном секторе.
Также было отмечено, что лишь 1% наших студентов за рубежом поступили в вузы из "Топ-100" мирового рейтинга, хотя стоимость обучения в университетах из "Топ-10" и "Топ-200" отличается всего на 15–20%.
«Наши молодые люди — очень талантливы. Если мы наладим системное сопровождение, профессиональную ориентацию и подготовку к поступлению, наши показатели возрастут многократно»,
– подчеркнул глава государства.
Президент сообщил, что подписал важный указ о запуске Национальной программы "Одарённые дети Президента" и об открытии школы "Гарвардчилар" (будущих студентов Гарварда).
Это учебное заведение будет создано как Международная школа имени Аль-Беруни. Уже в этом году из числа выпускников 8-х классов будут отобраны 60 учащихся для целевой подготовки к поступлению в вузы из "Топ-10" мирового рейтинга.
Кроме того, 208 консультантов из Президентских и специализированных школ будут прикреплены к общеобразовательным школам.
В рамках национальной программы эти консультанты будут ежегодно отбирать 3 тысячи самых перспективных учеников и готовить их к поступлению в университеты США — такие как Гарвард, Йель, Колумбийский, Корнеллский университеты.
Уже в текущем году поручено направить не менее 5 преподавателей от каждого педагогического вуза и центра повышения квалификации, а также от каждого района за границу для стажировки.
В текущем году на строительство новых школ привлечено 200 миллионов долларов от Исламского банка развития. На эти средства будет построено 58 школ, что позволит создать 72 тысячи новых ученических мест.
Дополнительно, главам областей поручено наладить сотрудничество с международными финансовыми организациями и привлечь инвесторов из таких стран, как ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Южная Корея, а также создать условия для участия местных предпринимателей в строительстве школ, обеспечив привлечение не менее 10 миллионов долларов в каждый регион.
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) было обозначено как наиболее эффективный способ увеличения мощности школьной инфраструктуры.
В связи с этим срок размещения объявлений по проектам ГЧП для школ и детских садов сокращается с 45 до 30 дней.
Ответственным лицам поручено инициировать не менее 100 таких проектов в системе школьного образования уже в текущем году.
За последние семь лет охват дошкольным образованием увеличился с 700 тысяч до 2,3 миллиона детей. Сегодня в стране функционируют около 7 тысяч государственных и более 31 тысячи частных детских садов.
Однако, как подчеркнул Президент, вопрос качества остаётся актуальным:
“Охват увеличился, но нам ещё многое предстоит сделать в части качества. Детские сады должны стать не просто местом воспитания, а пространством, где формируются базовые навыки обучения”.
На сегодняшний день почти все шестилетние дети охвачены подготовительными группами к школе, а в следующем году этот показатель должен достичь 100 процентов.
С этого года будет внедряться гармонизация учебных программ подготовительных групп и начального образования, с опорой на передовой международный опыт.
В частности, совместно с авторитетной сингапурской организацией будут разработаны специальные программы, которые обучают детей критическому и креативному мышлению в направлениях математики, естественных наук и технологий.
Также будет внедрена система профессиональной сертификации для повышения квалификации, педагогического мастерства и психологической подготовки воспитателей как государственных, так и частных детских садов.
На совещании были также рассмотрены вопросы эффективной организации досуга молодежи.
В настоящее время в регионах действуют школы “Баркамол авлод”, спортивное общество “Ёшлик” в 14 регионах, а также Республиканский центр учащейся молодежи. Однако 219 школ “Баркамол авлод” охватывают всего 350 тысяч детей.
В этой связи было принято решение объединить школы “Баркамол авлод”, спортивное общество “Ёшлик” и Центр учащейся молодежи в единую систему.
Эти учреждения будут капитально отремонтированы и оснащены в соответствии с современными и креативными направлениями. В них откроются новые кружки, включая изучение иностранных языков, искусственный интеллект, программирование и анимацию.
Также будет внедрена новая система по развитию туризма среди школьников.
В Каракалпакстане, Хорезме, Самарканде, Бухаре и Ташкенте на базе центров “Баркамол авлод” будут созданы детские туристические базы минимум на 100 мест каждая.
Соответствующим ведомствам поручено разработать интересные туристические пакеты и ежегодно организовывать путешествия по Узбекистану для 1 миллиона школьников.
Проводится большая работа по защите детей от вредной информации, в том числе принят специальный закон в этой сфере.
«Да, сегодня многие занимаются вопросами духовного воспитания молодежи.
Но у нас нет профессиональной организации, которая бы занималась созданием национального контента, способного противостоять вредной информации, его продвижением и поддержкой творцов», — отметил Президент.
В связи с этим, согласно постановлению Президента, при Министерстве дошкольного и школьного образования создан Центр развития детского контента.
Центр будет анализировать информационное пространство на предмет контента, негативно влияющего на воспитание и здоровье детей, размещать заказы на создание национального контента для местных авторов, а также организовывать подготовку кадров в этой сфере. Институт имени Кори Ниёзий окажет научную поддержку Центру.
При этом было подчеркнуто, что данные задачи не должны оставаться только в рамках деятельности одного центра — все ответственные министерства должны начать тесное взаимодействие с Центром.
Центр развития детского контента возглавил известный режиссер Жахонгир Ахмедов.
На совещании было отмечено, что уже через несколько дней более 6 миллионов школьников и свыше 1 миллиона студентов уйдут на каникулы. Подчеркнуто, что содержательная организация досуга молодежи в летние месяцы имеет особую важность.
Всем хокимам и руководителям системы образования было поручено открыть при всех образовательных учреждениях кружки по спорту, науке и профессиональной подготовке для молодежи, используя спортплощадки и учебные аудитории во время летних каникул.
Например, в школах с низким уровнем успеваемости по определенным предметам будут привлечены лучшие специалисты, и для учеников будут организованы шестичасовые еженедельные учебные курсы.
Для содержательной организации досуга молодежи было подчеркнуто, что необходимо в полной мере использовать возможности около 900 театров, центров культуры и концертных залов, почти 1,5 тысячи спортивных площадок, 200 лагерей отдыха и более 2 тысяч туристических объектов, имеющихся в регионах.
Соответствующим структурам поручено ежедневно проводить концерты и музыкальные вечера в амфитеатрах и зонах отдыха, а также организовывать художественные выставки, вечера поэзии и интеллектуальные игры в парках культуры и отдыха.
В парке «Янги Узбекистон» и других парках столицы каждый день будут проводиться концерты под открытым небом.
Эти мероприятия также будут охватывать сферу спорта, с целью привлечения к ним 6 миллионов молодых людей.
В летних оздоровительных лагерях молодежь будет охвачена проектами «Потомки Ибрата», «Академия для девочек», «Чтение». Для 100 тысяч учеников при школах будут организованы дневные лагеря.
Будет создана школьная лига интеллектуальной игры «Заковат».
В рамках проекта «Цифровое поколение» не менее 50 тысяч молодых людей пройдут обучение, в регионах будут проведены турниры по IT и киберспорту. По направлению «Цифровое поколение — девушки» состоятся отборочные туры на уровне районов и областей.
В проекте «Мой махалля — моя гордость» к оказанию социальной помощи будут привлечены 100 тысяч волонтёров из числа молодежи.
Также поставлена задача эффективно использовать более 150 искусственных и все природные водоёмы, обеспечив при этом безопасность молодёжи.
В рамках «Месяца молодежного туризма» будут организованы экскурсии в музеи и исторические памятники для 1 миллиона молодых людей.
В целом, подчёркнуто, что для контроля исполнения всех озвученных поручений и мероприятий будет создан специальный штаб, а сам вопрос будет находиться под личным контролем Президента.
Хокимы районов теперь обязаны ежемесячно встречаться с руководителями районных отделов дошкольного и школьного образования, директорами школ и заведующими детских садов, чтобы решать проблемы на местах.
Ответственным лицам строго указано, что впредь руководители районных отделов образования не могут быть привлечены к собраниям, не связанным с системой образования.
В ходе совещания были заслушаны мнения и предложения руководителей системы дошкольного и школьного образования, а также отчёты глав регионов.
#Шавкат Мирзиёев